Люди на вес золота: как удержать сотрудников в сервисном бизнесе

Опубликовано: 22 сентября 2025

Обновлено: 22 сентября 2025

В 2025 году дефицит кадров стал нормой: по данным «Авито Работа», каждая пятая компания жалуется на нехватку людей. Для бизнеса это вторая по важности проблема после роста издержек.

Кто-то пытается закрыть дыру с помощью ИИ, но в сервисном бизнесе всё ещё нужны руки и головы живых специалистов. Хороших сотрудников мало — и они действительно «на вес золота».

Мы поговорили с HR-экспертом и руководителем сервисной компании, чтобы узнать, какие инструменты реально помогают удерживать специалистов — от мотивации и карьерного роста до нематериальных бонусов.

Внедрите систему мотивации

Смысл системы прост: чем больше и лучше работаешь, тем больше зарабатываешь. Так можно не только удержать сервисных специалистов, но и улучшить качество оказания услуг.

Константин Толстихин, генеральной директор YARFOOD technology из Красноярска, считает, что именно система мотивации помогла ему остановить отток кадров.

Портрет автора цитаты Константин Толстихин Генеральный директор YARFOOD technology (Красноярск)

У нас окладно-премиальная часть, и я знаю, сколько мастер конкретно выполнил, на какую сумму заявок. Ребята сами видят весь финальный результат за месяц. Мы ушли от ситуации, когда приходилось уговаривать кого-то поехать на заявку. Несколько лет назад у нас был отток кадров именно потому, что этой системы ещё не было. Теперь работа оценивается не на глаз, а по факту — и честно».

Дайте возможность расти

По словам Дарьи Бердяевой, руководителя рекрутингового агентства КДБ, инженера куда проще удержать, если он понимает, как он может расти внутри компании:

  • от простого специалиста к старшему;
  • от выполнения типовых задач к сложным техническим проектам;
  • от работы с базовым оборудованием к специализированным направлениям.

Важно, чтобы карьерный рост сопровождался не только новыми обязанностями, но и соответствующим увеличением вознаграждения.

Помогите персоналу развиваться в профессии

Карьерная лестница — это не единственный вариант. Иногда специалисту интереснее «углубиться» в профессию, чем двигаться вверх.

Что можно предложить:

  • специализацию на определённом типе оборудования;
  • работу с уникальными техническими решениями;
  • наставничество для младших коллег.
Портрет автора цитаты Дарья Бердяева Руководитель рекрутингового агентства КДБ

Развитие профессиональных компетенций или горизонтальный рост часто оказывается не менее привлекательным, чем вертикальное продвижение. Специалисту может быть интересно углубиться в конкретную область или освоить новое направление.

Используйте нематериальные поощрения

Согласитесь, из места с приятной рабочей атмосферой увольняться не хочется. Обеспечьте ваших сотрудников такой обстановкой, чтобы чувствовать себя настоящей командой.

Используйте все, что можете, чтобы работа была комфортной:

  • корпоративные традиции;
  • праздники;
  • публичное признание успехов;
  • гибкий рабочий график;
  • доброжелательная атмосфера в коллективе;
  • планерки и обмен опытом;
  • поддержка со стороны руководства. 

Инвестируйте в персонал

Вкладываться в хороших работников — выгодно. Инвестируйте в рост персонала и создавайте хорошие условия. Специалисты смогут работать лучше, сервис станет качественнее, а бизнес — прибыльнее.

Портрет автора цитаты Дарья Бердяева Руководитель рекрутингового агентства КДБ

Помните: успешный специалист — это актив компании. Инвестиции в его развитие и удержание окупаются повышением эффективности работы, качеством обслуживания клиентов и стабильностью бизнеса в целом. Когда компания закрывает основные потребности сотрудника, создает условия для профессионального роста и поддерживает комфортную рабочую атмосферу, специалист остается с ней надолго, превращаясь в надежного партнера и эксперта в своей области.

  1. Внедрите систему мотивации
  2. Дайте возможность расти
  3. Помогите персоналу развиваться в профессии
  4. Используйте нематериальные поощрения
  5. Инвестируйте в персонал

Рекомендуем почитать:

ITIL и ITSM на практике: почему красивые аббревиатуры не работают

Сломал — плати? Кто отвечает за ущерб на объекте

Сломал — плати? Кто отвечает за ущерб на объекте

«Я на слежку не подписывался»: зачем считать трудозатраты, если секундомер всё портит

«Я на слежку не подписывался»: зачем считать трудозатраты, если секундомер всё портит

Прайс-лист: простая таблица или источник проблем?

Прайс-лист: простая таблица или источник проблем?

Клиенты ничего не пишут. Стоит ли самим звонить и собирать обратную связь?

Клиенты ничего не пишут. Стоит ли самим звонить и собирать обратную связь?

«Приехал без нужной детали»: как устроить работу выездных инженеров, чтобы сервис не терял деньги

«Приехал без нужной детали»: как устроить работу выездных инженеров, чтобы сервис не терял деньги

Работа «налево». Почему инженеры подрабатывают и что с этим делать бизнесу

Работа «налево». Почему инженеры подрабатывают и что с этим делать бизнесу

Цифровые помощники для сервисного бизнеса: какие сервисы нужны компаниям и где взять бесплатные

Цифровые помощники для сервисного бизнеса: какие сервисы нужны компаниям и где взять бесплатные

«Я уже это объяснял!»: зачем сервисной компании нужна база знаний и как её сделать

«Я уже это объяснял!»: зачем сервисной компании нужна база знаний и как её сделать

«У нас всё горит!»: как снизить нагрузку на диспетчеров и не выгореть вместе с ними

«У нас всё горит!»: как снизить нагрузку на диспетчеров и не выгореть вместе с ними

Присоединяйтесь к нашей рассылке

Получайте первыми свежие обновления, статьи и релизы

Мы не спамим и не делимся вашей почтой

Ваш Email