Люди на вес золота: как удержать сотрудников в сервисном бизнесе
Опубликовано: 22 сентября 2025
Обновлено: 22 сентября 2025
Кто-то пытается закрыть дыру с помощью ИИ, но в сервисном бизнесе всё ещё нужны руки и головы живых специалистов. Хороших сотрудников мало — и они действительно «на вес золота».
Мы поговорили с HR-экспертом и руководителем сервисной компании, чтобы узнать, какие инструменты реально помогают удерживать специалистов — от мотивации и карьерного роста до нематериальных бонусов.
Внедрите систему мотивации
Смысл системы прост: чем больше и лучше работаешь, тем больше зарабатываешь. Так можно не только удержать сервисных специалистов, но и улучшить качество оказания услуг.
Константин Толстихин, генеральной директор YARFOOD technology из Красноярска, считает, что именно система мотивации помогла ему остановить отток кадров.
У нас окладно-премиальная часть, и я знаю, сколько мастер конкретно выполнил, на какую сумму заявок. Ребята сами видят весь финальный результат за месяц. Мы ушли от ситуации, когда приходилось уговаривать кого-то поехать на заявку. Несколько лет назад у нас был отток кадров именно потому, что этой системы ещё не было. Теперь работа оценивается не на глаз, а по факту — и честно».
Дайте возможность расти
По словам Дарьи Бердяевой, руководителя рекрутингового агентства КДБ, инженера куда проще удержать, если он понимает, как он может расти внутри компании:
от простого специалиста к старшему;
от выполнения типовых задач к сложным техническим проектам;
от работы с базовым оборудованием к специализированным направлениям.
Важно, чтобы карьерный рост сопровождался не только новыми обязанностями, но и соответствующим увеличением вознаграждения.
Помогите персоналу развиваться в профессии
Карьерная лестница — это не единственный вариант. Иногда специалисту интереснее «углубиться» в профессию, чем двигаться вверх.
Что можно предложить:
специализацию на определённом типе оборудования;
работу с уникальными техническими решениями;
наставничество для младших коллег.
Развитие профессиональных компетенций или горизонтальный рост часто оказывается не менее привлекательным, чем вертикальное продвижение. Специалисту может быть интересно углубиться в конкретную область или освоить новое направление.
Используйте нематериальные поощрения
Согласитесь, из места с приятной рабочей атмосферой увольняться не хочется. Обеспечьте ваших сотрудников такой обстановкой, чтобы чувствовать себя настоящей командой.
Используйте все, что можете, чтобы работа была комфортной:
корпоративные традиции;
праздники;
публичное признание успехов;
гибкий рабочий график;
доброжелательная атмосфера в коллективе;
планерки и обмен опытом;
поддержка со стороны руководства.
Инвестируйте в персонал
Вкладываться в хороших работников — выгодно. Инвестируйте в рост персонала и создавайте хорошие условия. Специалисты смогут работать лучше, сервис станет качественнее, а бизнес — прибыльнее.
Помните: успешный специалист — это актив компании. Инвестиции в его развитие и удержание окупаются повышением эффективности работы, качеством обслуживания клиентов и стабильностью бизнеса в целом.
Когда компания закрывает основные потребности сотрудника, создает условия для профессионального роста и поддерживает комфортную рабочую атмосферу, специалист остается с ней надолго, превращаясь в надежного партнера и эксперта в своей области.
В 2025 году дефицит кадров стал нормой: по данным «Авито Работа», каждая пятая компания жалуется на нехватку людей. Для бизнеса это вторая по важности проблема после роста издержек.
Кто-то пытается закрыть дыру с помощью ИИ, но в сервисном бизнесе всё ещё нужны руки и головы живых специалистов. Хороших сотрудников мало — и они действительно «на вес золота».
Мы поговорили с HR-экспертом и руководителем сервисной компании, чтобы узнать, какие инструменты реально помогают удерживать специалистов — от мотивации и карьерного роста до нематериальных бонусов.
Внедрите систему мотивации
Смысл системы прост: чем больше и лучше работаешь, тем больше зарабатываешь. Так можно не только удержать сервисных специалистов, но и улучшить качество оказания услуг.
Константин Толстихин, генеральной директор YARFOOD technology из Красноярска, считает, что именно система мотивации помогла ему остановить отток кадров.
Константин Толстихин
Генеральный директор YARFOOD technology (Красноярск)
У нас окладно-премиальная часть, и я знаю, сколько мастер конкретно выполнил, на какую сумму заявок. Ребята сами видят весь финальный результат за месяц. Мы ушли от ситуации, когда приходилось уговаривать кого-то поехать на заявку. Несколько лет назад у нас был отток кадров именно потому, что этой системы ещё не было. Теперь работа оценивается не на глаз, а по факту — и честно».
Дайте возможность расти
По словам Дарьи Бердяевой, руководителя рекрутингового агентства КДБ, инженера куда проще удержать, если он понимает, как он может расти внутри компании:
- от простого специалиста к старшему;
- от выполнения типовых задач к сложным техническим проектам;
- от работы с базовым оборудованием к специализированным направлениям.
Важно, чтобы карьерный рост сопровождался не только новыми обязанностями, но и соответствующим увеличением вознаграждения.
Помогите персоналу развиваться в профессии
Карьерная лестница — это не единственный вариант. Иногда специалисту интереснее «углубиться» в профессию, чем двигаться вверх.
Что можно предложить:
- специализацию на определённом типе оборудования;
- работу с уникальными техническими решениями;
- наставничество для младших коллег.
Дарья Бердяева
Руководитель рекрутингового агентства КДБ
Развитие профессиональных компетенций или горизонтальный рост часто оказывается не менее привлекательным, чем вертикальное продвижение. Специалисту может быть интересно углубиться в конкретную область или освоить новое направление.
Используйте нематериальные поощрения
Согласитесь, из места с приятной рабочей атмосферой увольняться не хочется. Обеспечьте ваших сотрудников такой обстановкой, чтобы чувствовать себя настоящей командой.
Используйте все, что можете, чтобы работа была комфортной:
- корпоративные традиции;
- праздники;
- публичное признание успехов;
- гибкий рабочий график;
- доброжелательная атмосфера в коллективе;
- планерки и обмен опытом;
- поддержка со стороны руководства.
Инвестируйте в персонал
Вкладываться в хороших работников — выгодно. Инвестируйте в рост персонала и создавайте хорошие условия. Специалисты смогут работать лучше, сервис станет качественнее, а бизнес — прибыльнее.
Дарья Бердяева
Руководитель рекрутингового агентства КДБ
Помните: успешный специалист — это актив компании. Инвестиции в его развитие и удержание окупаются повышением эффективности работы, качеством обслуживания клиентов и стабильностью бизнеса в целом. Когда компания закрывает основные потребности сотрудника, создает условия для профессионального роста и поддерживает комфортную рабочую атмосферу, специалист остается с ней надолго, превращаясь в надежного партнера и эксперта в своей области.